Get Adobe Flash player

С 1 января 2012 года вступил в силу новый порядок совершения кассовых операций организациями и предпринимателями

Итак, чуда не произошло: после трех лет неопределенности проект «Положения о порядке ведения кассовых операций на территории Российской Федерации» стал нормативным актом.

Ранее мы неоднократно имели счастье лицезреть неоднозначный документ в разделе «Проекты нормативных актов» на сайте Банка России. Каждый раз его очередное появление вызывало шок и трепет (причем не только и не столько в рядах банкиров, сколько среди представителей малого бизнеса), а таинственное исчезновение внушало робкую надежду на торжество здравого смысла в отдельно взятой области банковского законодательства. Полтора года назад, когда ИП Сметанкина Т.А. победила Минфин в споре, касающемся необходимости соблюдения предпринимателями порядка кассовой дисциплины, казалось даже, что теперь уж точно все будет хорошо. Но не тут-то было: в октябре неутомимые разработчики проекта снова выставили его на всеобщее обозрение, и это было уже не смешно.

Итак, чуда не произошло… впрочем, это я уже говорила. Положение Банка России от 12 октября 2011 года № 373-П «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации», благополучно пройдя через Минюст (интересно, как ему это удалось), опубликовано в «Вестнике Банка России» № 66 от 30 октября 2011 года и вступило в силу с 1 января 2012-го.

Даже приобретя официальный статус, документ не дал ответов на множество вопросов, возникших у его читателей в бытность его законопроектом.

Главная интрига заключается, конечно, в наличии или отсутствии с 1 января обязанности банков осуществлять проверки кассовой дисциплины клиентов. Дело в том, что Положение № 373-П не содержит даже намека на этот рудимент советской банковской системы. Казалось бы, можно начинать радоваться… ан нет, все не так просто.

Проблема в том, что новое Положение не отменяет старых нормативных актов Банка России, регламентирующих эту неприятную обязанность кредитных организаций – Положение от 5 января 1998 года № 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» и Письмо от 4 октября 1993 года № 18 «Об утверждении «Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации». Но, даже если указанные документы отменят (что, скорее всего, и будет), у нас остается статья 15.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведениях кассовых операций», согласно которой невыполнение должностным лицом учреждения банка указанных обязанностей влечет наложение административного штрафа в размере от двух до трех тысяч рублей.

Конечно, технически, при отсутствии определенных законодательством обязанностей по осуществлению контроля за выполнением организациями правил ведения кассовых операций (а так и будет, если после вступления в силу Положения № 373-П отменят Положение № 14-П и Письмо № 18), кредитным организациям и их должностным лицам будет сложно вменить административное правонарушение, предусмотренное статьей 15.2.

С другой стороны, если функции контроля снимут с банков, его должны будут возложить на налоговые органы – а это не в компетенции Банка России. Поскольку крайне маловероятно, что налоговые органы в добровольном порядке возьмут на себя эту неприятную обязанность, а больше ее осуществлять некому, приходится признать: либо кассовая дисциплина предприятий и организаций останется вовсе без контроля (а это значит, что Положение № 373-П просто не будет работать), либо… все останется, как есть – это будут делать банки.

Интересно, что в 2011 году Государственная Дума таки рассматривала внесенный депутатом Владиславом Резником законопроект 492506-5 «О признании утратившей силу статьи 15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (об исключении административной ответственности за невыполнение должностным лицом кредитной организации обязанностей по контролю за выполнением организациями или их объединениями правил ведения кассовых операций)», однако дело не дошло даже до первого чтения (в настоящее время документ числится «на рассмотрении»).

 Помимо главной интриги, новый документ предлагает вниманию читателей несколько второстепенных. К примеру, непонятно, должны ли сейчас кредитные организации устанавливать своим клиентам кассовые лимиты («максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в месте для проведения кассовых операций»). Или даем возможность клиентам установить лимит самостоятельно, а потом проверяем правильность расчета и соблюдение лимита? Но и про такие проверки в Положении № 373-П не упоминается…

Но самое «вкусное» в новом документе – это, несомненно, то, что он распространяется, помимо организаций, еще и на индивидуальных предпринимателей. Шкатулка Пандоры открыта, и последствия могут быть самыми непредсказуемыми.

Сами ИП-шники, в настоящее время пребывающие в состоянии «получи, фашист, гранату» шока, пытаются выяснить (путем обсуждения между собой, ибо официальных разъяснений пока нет) следующие аспекты нового порядка ведения кассовых операций:

 - какой такой лимит кассы может быть у ИП, если все находящиеся у него наличные – это его личные деньги;

- каким образом ИП может потратить поступившие на расчетный счет деньги на личные нужды, если новый порядок не дает возможность их снимать на такие цели;

- если ИП не имеет счета в банке (а по гражданскому законодательству он таки не обязан иметь счет), то куда ему сдавать сверхлимитную выручку;

- для кого ИП, не имеющий кассовых и бухгалтерских работников, издает распорядительный документ о лимите кассы;

- кто может у ИП, не имеющего кассовых и бухгалтерских работников, вести учет кассовых операций (сам он не является ни работником, ни руководителем);

- как Минюст мог зарегистрировать документ, в котором упоминается «вновь созданный индивидуальный предприниматель» (привет от Франкенштейна?)…

«Например, ИП могли бы массово писать письма Игнатьеву и Коновалову с вежливой просьбой разъяснить порядок документального оформления выдачи денег жене/мужу и утверждения авансовых отчетов. Предпринимателей 4 миллиона, если бы 1 из 20 письмо написал - возможно, самую явную дурь и отменили бы», - мечтают на Клерк.Ру.

Справедливости ради, следует отметить и положительные моменты нового порядка. В частности, организации больше не обязаны оборудовать кассовые комнаты; мероприятия по обеспечению сохранности денег теперь определяет сам хозяйственный субъект. Опять же, лимиты юридические лица теперь устанавливают самостоятельно.

 

Комментарии доступны только зарегистрированным на сайте

Посетители

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня729
mod_vvisit_counterВчера1409
mod_vvisit_counterНа прошлой неделе8851
mod_vvisit_counterВ прошлом месяце25549
mod_vvisit_counterЗа все дни1407391

Время

Ulti Clocks content
Rambler's Top100 Create a free website