Get Adobe Flash player


Совершенствование применения ККМ в России предполагает целый ряд мероприятий как в нормативно-правовой области применения ККМ, так и в части технического оснащения рабочих мест.

1. Новые направления применения ККМ

ГМЭК уделяет большое внимание внедрению ККМ в те направления деятельности, которые ранее либо вообще не применяли ККМ, либо оснащены техникой, не обеспечивающей полноты контроля за денежным оборотом.

К таким направлениям можно отнести применение ККМ в такси и маршрутных такси. Эта сфера оказалась наименее подготовленной к реализации Закона о ККМ. Специфика сферы (жесткие требования к условиям эксплуатации, весу, габаритам, качество отечественных дорог и т.п.) потребовали утверждения специальных технических требований к ККМ, встраиваемым в таксометры, в соответствии с которыми разработана и включена в Государственный реестр целая гамма таксометров (10 моделей). Однако, несмотря на Постановление Правительства РФ о применении ККМ в такси и маршрутных такси, внедрение ККМ в этой сфере продвигается крайне медленно.

Новой сферой применения ККМ являются парковочные автомобильные зоны, до последнего времени обслуживаемые с помощью бланков строгой отчетности (парковочных талонов). В настоящее время в стадии согласования находятся технические требования к специализированным ККМ для расчетов в парковочных зонах, проводится опытная эксплуатация ряда моделей с последующей доработкой их до соответствия утвержденным ТТ.

Не меньший интерес представляет направление торговых и сервисных автоматов, т.е. ККМ, работающих в автоматическом режиме без оператора. Сложности создания таких узкоспециализированных ККМ обусловлены постоянно меняющейся ценовой политикой в России и отсутствием отечественного опыта в этой области. Поэтому на данный момент основной является задача создания нормативно-правовой базы для их применения и разработка на основе зарубежного опыта технических требований к ККМ, применяемым в различных областях. Первым шагом в этом направлении явилось утверждение ТТ и выпуск первой модели ККМ, работающей в автоматическом режиме при продаже билетов. В настоящее время заканчивается согласование ТТ к кассам автоматам для сферы торговли и сферы услуг, для автоматических камер хранения и т.п.

К перспективным направлениям следует отнести также внедрение ККМ в те области деятельности, которые в настоящее время имеют отсрочки по применению ККМ или включены в Перечень организаций, работающих без ККМ. К таким областям можно отнести:

  • агентства и фирмы, осуществляющие оформление авиаперевозок;
  • агентства и фирмы по продаже билетов железнодорожного транспорта, автотранспорта, водного транспорта;
  • пункты обмена валюты и т.п.

2. Детализация Классификатора ККМ

Понимание преимуществ применения узкоспециализированных ККМ в различных сферах (особенно в сфере услуг) привело ГМЭК к принятию ряда организационных и технических решений:

- введена обязательная экспертиза программного обеспечения для активных системных ККМ, ведется Перечень пакетов прикладных программ, регламентирующий применение активных системных ККМ в конкретной сфере только с сертифицированным пакетом;

- крупными ведомствами (автомобильный транспорт, железнодорожный транспорт, воздушный транспорт, почтовая связь, электросвязь, банки и т.п.) разрабатывались и согласовывались с ГМЭК специальные технические требования к ККМ для применения в учреждениях и предприятиях конкретного ведомства, а включение модели ККМ в Государственный реестр для этих отраслей производилось только после проведения дополнительных ведомственных экспертиз.

В соответствии с накопленным опытом эксплуатации ККМ необходимость совершенствования Классификатора не вызывает сомнения. Новый Классификатор ККМ должен охватывать все отрасли и направления хозяйства страны, где осуществляются денежные расчеты с населением, и в нем должна быть предусмотрена максимальная градация на узкоспециализированные ККМ. Классификатор должен обеспечивать эффективный контроль за полнотой сборов налоговых платежей за счет использования узкоспециализированных ККМ и сертифицированного программного обеспечения для конкретной сферы (подсферы) применения ККМ.

3. Применение современных технологий торговли и обслуживания

Для интеграции России в мировую экономику применяемые в стране ККМ должны соответствовать принятому в цивилизованных странах уровню обслуживания населения, учитывающему максимальные удобства для покупателя, кассира, владельца предприятия, контролирующих органов. В 2000 г. закончился процесс переоснащения действующего парка электронными ККМ с фискальной памятью, и были созданы предпосылки для автоматизации систем учета налоговых платежей по всей стране. При этом важнейшее значение имеют современные технологии обслуживания.

Массовое внедрение технологий с использованием штрихового кодирования имеет целый ряд достоинств:

  • сокращение времени обслуживания покупателя (клиента);
  • исключение ошибок (случайных и умышленных) при вводе кассиром информации в ККМ;
  • возможность автоматического контроля за сроком годности реализуемого товара.

Внедрение в различные сферы технологий безналичных платежей с использованием пластиковых карт (торговля, банковские системы, торговля нефтепродуктами и т.п.). В настоящее время применяемые системы безналичных платежей в различных сферах используют импортную технику, не учитывающую специфику российского рынка. Не выработаны единые требования, как к самим системам, так и к входящим в них устройствам (картридерам, банкоматам и т.п.). Отсутствие в их составе фискальной памяти затрудняет осуществление контроля за проведенными денежными расчетами.

4. Совершенствование систем управления и учета в различных сферах

Как уже отмечалось ранее, одной из основных перспективных задач в большинстве сфер хозяйства страны является внедрение автоматизированных систем управления и учета.

В торговле все большее распространение получают компьютерно-кассовые системы, позволяющие вести автоматизированный бухгалтерский учет и складской учет товара и обеспечивающие возможность использования штрихового кодирования и пластиковых карт.

В кредитных организациях (Сбербанк России, банки и т.д.) проводится интенсивное внедрение крупных автоматизированных систем, охватывающих учет целого ряда банковских операций, проводимых от филиала до регионального предприятия.

В электросвязи разработана и успешно внедряется в жизнь программа автоматизации для всех региональных управлений связи, отработаны на практике и рекомендованы к применению 5 надежных систем управления предприятиями электросвязи.

В почтовой связи также действует программа переоснащения и автоматизации рабочих мест, но отсутствие федерального финансирования сдерживает темпы ее реализации.

На железнодорожном транспорте ведутся активные работы по разработке современной системы продажи билетов вместо существующей системы ЭКСПРЕСС-2, охватывающей не только всю территорию России, но и по традиции многие страны бывшего Советского Союза.

На воздушном транспорте разработан график внедрения ККМ при оформлении авиаперевозок, которые до настоящего времени оформлялись на различных бланках (от утвержденных Минфином России до произвольных бланков авиаперевозчиков). Отсутствие единства в применении, заполнении и учете этих многочисленных форм бланков не позволяет осуществлять эффективный контроль за проведенными денежными операциями без применения ККМ.

При торговле нефтепродуктами представители крупных компаний и Минтопэнерго основную задачу видят в обязательном осуществлении не только денежного, но и товарного учета на каждой АЗС. Фиксирование в фискальной памяти ККМ каждой операции по приходу и отпуску нефтепродуктов позволит четко контролировать весь процесс торговли нефтепродуктами и использовать на АЗС современные технологии (послеоплата отпущенного товара, оплата наличными и по любым видам пластиковых карт и т.п.)

5. Совершенствование системы контроля за применением ККМ

Как уже отмечалось, применение даже самых современных ККМ в стране требует постоянного совершенствования системы контроля за применением ККМ. Формирование и ведение банка эталонных версий моделей ККМ с ежегодным освидетельствованием эксплуатируемого парка на соответствие эталонным версиям является одним из шагов в решении этой задачи.

Еще одно эффективное направление в повышении защищенности ККМ от несанкционированного доступа к информации о проведенных денежных расчетах с населением определено в предложенной ФАПСИ концепции использования в ККМ электронной контрольной ленты с криптографической защитой по методике ФАПСИ, которое позволяет осуществлять электронное архивирование информации о денежных расчетах, исключает возможность фальсификации данных в процессе работы ККМ и обеспечивает гарантированный контроль за все время эксплуатации ККМ.

Комментарии доступны только зарегистрированным на сайте

Посетители

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня1660
mod_vvisit_counterВчера1867
mod_vvisit_counterНа прошлой неделе1660
mod_vvisit_counterВ прошлом месяце37349
mod_vvisit_counterЗа все дни1636175

Время

Ulti Clocks content
Rambler's Top100 Create a free website