В соответствии со ст. 4 Закона о ККТ юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, прежде чем осуществлять наличные расчеты, должен приобрести ККТ и зарегистрировать ее в налоговом органе по месту своей постановки на учет.
Порядок регистрации регулирует приказ Госналогслужбы России от 22.06.1995 г. №ВГ-3–14 / 36. Для этого необходимо подать в налоговый орган по месту налогового учета заявление установленной формы и приложить к нему паспорта на подлежащие регистрации контрольно-кассовые аппараты.
Налоговый орган после проверки достоверности указанных данных не позднее пяти дней с момента получения заявления должен произвести регистрацию. Суть ее в том, что сведения о кассовом аппарате внесут в книгу, ведущуюся налоговым органом. Одновременно с регистрацией в книге выдадут карточку регистрации ККТ в налоговом органе.
Единственная трудность заключается в отсутствии достаточного количества контрольно-кассовых машин нового образца. Основным отличием, которых является наличие у них дополнительного устройства - ЭКЛЗ (электронной контрольной лентой защищенной) и имеющие индекс «К». Это новшество введено по поручению Президента России В.В. Путина Федеральной службой безопасности России и не имеет аналогов в мировой практике. Целью его является - внедрение криптографических средств защиты фискальных данных контрольно-кассовых машин и направлено на предупреждение и пресечение правонарушений в сфере денежного обращения, борьбу с неучтенной денежной наличностью, защиту предпринимателей от разного рода криминальных проявлений, обеспечение достоверности и целостности данных о наличном денежном обороте в сфере торговли и услуг, в том числе, и в целях достижения полноты сбора налогов.
В I полугодии 2003 года проведено 362,7 тыс. проверок, по результатам 78,7 тыс. проверок, или каждой пятой проверки, выявлены нарушения, предъявлены штрафные санкции в сумме 337,4 млн. рублей, из них взыскано 196,3 млн. рублей (58,2 процента).
Как свидетельствуют материалы контрольных мероприятий, проведенных налоговыми органами, практически каждая четвертая проверка выявляет однотипные нарушения. В таблице 2.1. приведен перечень типичных нарушений применения ККМ
Таблица 2.1. Типичные нарушения применения ККМ
Типичные нарушения применения ККТ |
||||
Вид нарушения |
Штрафные санкции (в МРОТ), налагаемые |
Примечание |
||
на юридических лиц |
на должностных лиц |
на ПБОЮЛ |
||
Продажа товаров (оказание работ, услуг) |
300–400 |
30–40 |
15–20 |
Основание — ст. 14.5, Кодекс РФ |
Применение ККТ, не зарегистрированной |
300–400 |
30–40 |
15–20 |
Нарушение квалифицируется |
Использование ККТ, не соответствующей классификатору, не оснащенной средствами визуального контроля или с поврежденной пломбой ЦТО |
300–400 |
30–40 |
15–20 |
Нарушение квалифицируется |
В фискальную память ККТ заносится сумма выручки меньшая, чем фактически полученная |
400–500 |
40–50 |
— |
Квалифицируется как нарушение порядка работы с денежной наличностью — |
Применение ККТ с фискальной памятью в нефискальном режиме или с неисправным блоком фискальной памяти |
300–400 |
30–40 |
15–20 |
Нарушение квалифицируется |
Невыдача покупателям чека ККТ и отсутствие ценников (прейскурантов) на продаваемые товары |
100–300 |
10–30 |
3–15 |
Нарушение квалифицируется как нарушение Правил продажи отдельных товаров, |
В чеке отсутствуют обязательные реквизиты: наименование организации, ИНН, заводской номер ККТ, порядковый номер чека, дата и время покупки (оказания услуги), признак фискального режима |
300–400 |
30–40 |
15–20 |
Квалифицируется как отсутствие сведений |
Нарушение порядка и сроков хранения учетных документов |
— |
20–30 |
— |
КоАП РФ, ст. 15.11 |
Проверки показывают, что при хронометраже (под контролем налогового инспектора) реальная выручка за день (смену) возрастает в 10-15 раз. Аналогичные факты выявлены и при проверках, проведенных Счетной палатой Российской Федерации.
Практически без применения контрольно-кассовых машин осуществляется торговля на вещевых, смешанных и продовольственных рынках, на которых реализуется до трети товаров от общего объема розничного товарооборота. По данным МНС России, бюджет Российской Федерации ежегодно теряет более 100 млрд. рублей в результате нарушений в применении контрольно-кассовых машин.