Get Adobe Flash player

Налоговыми органами по вопросам соблюдения законодательства о применении контрольно-кассовых машин (далее - ККМ) при осуществлении денежных расчетов с населением ежегодно проверяется каждое четвертое предприятие (предприниматель) - владелец кассовых аппаратов. Результаты этих проверок, а также проверок, проводимых Счетной палатой Российской Федерации, свидетельствуют о том, что положение с соблюдением законодательства о ККМ остается неудовлетворительным.

Одной из причин невысокого взыскания штрафов за нарушения законодательства о контрольно-кассовых машинах в этих периодах явилась недостаточная проработка законодательных актов, регулирующих эти вопросы. Так, статьей 3 Федерального закона от 30 декабря 2001 года № 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" статья 7 Закона Российской Федерации от 18 июня 1993 года № 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", устанавливавшая штрафные санкции за нарушение требований этого закона и положения по применению ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного постановлением Совета Министров - Правительством Российской Федерации от 30 июля 1993 года № 745, была изложена в новой редакции. При этом новая редакция статьи 7, действовавшая с 31 декабря 2001 года, не содержала положений о применении штрафных санкций, а лишь регулировала порядок распределения сумм штрафов, взысканных за нарушение законодательства о применении ККМ, между федеральным и местными бюджетами.

Ответственность за нарушения нормативных правовых актов о применении ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением предусмотрена статьей 146.5 Кодекса об административных правонарушениях. Вместе с тем в соответствии со статьей 146.5 Кодекса привлекать к административной ответственности были вправе только органы внутренних дел, органы Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, а также органы, рассматривающие дела о нарушениях требований государственных стандартов, правил сертификации, требований нормативных документов по обеспечению единства измерений.

Таким образом, в период с 31 декабря 2001 года до 1 июля 2002 года (даты вступления в силу Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) налоговые органы были лишены возможности самостоятельно привлекать к ответственности нарушителей законодательства о применении контрольно-кассовых машин. До введения указанного порядка, например, в 2000 году взыскание штрафных санкций составляло 76,3 % от предъявленных, в 2001 году - 77,5 процента .

Несмотря на то, что с момента принятия этого закона прошло более полугода, на практике он не действует, поскольку Правительство Российской Федерации не подготовило необходимые нормативные документы по вопросам, отнесенным к его компетенции, и без которых невозможно соблюдение всех требований закона. Так, только непосредственно в тексте закона указано на необходимость принятия Правительством Российской Федерации свыше десятка подзаконных нормативных актов. Законом также предусмотрено принятие Банком России ряда правовых актов.

В свою очередь, субъекты Российской Федерации должны подготовить перечни отдаленных или труднодоступных местностей, в которых организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники. До трети хозяйствующих субъектов, осуществляющих наличные денежные расчеты с населением, используют вместо ККМ бланки строгого учета. В настоящее время в обращении находится порядка 180 утвержденных Минфином России по представлениям различных организаций форм бланков строгой отчетности , приравниваемых к чекам кассовых аппаратов, которые применяются при оформлении наличных денежных расчетов в сфере услуг.

Однако единые требования, регламентирующие порядок обращения таких бланков, их тиражирование, учет, хранение и уничтожение, в настоящее время отсутствуют. Это создает предпосылки для осуществления наличных денежных расчетов с использованием неучтенных бланков, что позволяет отдельным организациям и предпринимателям, оказывающим платные услуги населению, не в полном объеме отражать полученную выручку в бухгалтерской отчетности и не уплачивать законодательно установленные налоги.

В Федеральном законе от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" учтено предложение Счетной палаты Российской Федерации (письмо в Государственную Думу от 24 июля 2000 года № 01-784/03) о том, что порядок учета, хранения и уничтожения бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, утверждается Правительством Российской Федерации (статья 2, пункт 2). Однако до настоящего времени такой порядок Правительством Российской Федерации также не утвержден.

Таким образом, по состоянию на 1 сентября 2004 года в объеме денежной массы, обслуживающей хозяйственный оборот, более трети (36 %) составляли наличные деньги, в то время как в странах с развитой рыночной экономикой удельный вес наличных денег в хозяйственном обороте не превышает 7-9 процентов. При отсутствии эффективного контроля со стороны государства за налично-денежным обращением это способствует уводу денежных средств в теневую экономику, расчетам за реализацию товаров, работ и услуг так называемым "черным налом" и, соответственно, уклонению от уплаты налогов. Вместе с тем многие вопросы законодательного обеспечения государственного финансового контроля за наличным обращением денежных средств остаются нерешенными. Действующее в настоящее время налоговое, банковское и административное законодательство не обеспечивает полноту контроля за наличным денежным обращением и не содержит необходимые нормы, предусматривающие меры финансовой ответственности хозяйствующих субъектов за нарушение установленных правил и норм проведения операций с наличными деньгами.

Комментарии доступны только зарегистрированным на сайте

Посетители

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня337
mod_vvisit_counterВчера1781
mod_vvisit_counterНа прошлой неделе5473
mod_vvisit_counterВ прошлом месяце31214
mod_vvisit_counterЗа все дни1413057

Время

Ulti Clocks content
Rambler's Top100 Create a free website