Get Adobe Flash player

В целях упорядочения приема и учета наличных денежных средств, поступающих от населения в качестве платы за товары и услуги, обеспечения полного и своевременного сбора налоговых платежей и их поступления в бюджеты всех уровней, а также обеспечения защиты прав потребителей был принят Указ Президента Российской Федерации от 16.02.1993 № 224 "Об обязательном применении контрольно-кассовых машин предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности при осуществлении денежных расчетов с населением". В дальнейшем на базе этого Указа был разработан и принят Закон Российской Федерации от 18.06.1993 № 5215-I "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (далее - Закон о применении ККМ).

Основные положения Закона о применении ККМ заключаются в том, что денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации производятся всеми предприятиями, организациями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями (далее - предприятия) а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг, с обязательным применением контрольно-кассовых машин (далее - ККМ).

Для исполнения положений данного Закона Советом Министров - Правительством Российской Федерации были разработаны и утверждены соответствующие документы.

В частности, несмотря на довольно жесткие положения, вышеназванный Закон допускает возможность неприменения ККМ для отдельных категорий предприятий в силу специфики их деятельности или особенностей местонахождения. Перечень таких предприятий был утвержден постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 30.07.1993 г. № 745.

Законом о применении ККМ определено, что предприятия, которые обязаны применять ККМ, должны: регистрировать ККМ; использовать исправные ККМ; выдавать покупателю вместе с покупкой отпечатанный ККМ чек; обеспечивать работникам налоговых органов и центров технического обслуживания ККМ беспрепятственный доступ к ККМ.

Следует отметить, что статьей 3 Закона о применении ККМ установлено, что требования к контрольно-кассовым машинам, включая порядок и условия их применения и регистрации, определяются Положением по применению ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением, которое утверждается Советом Министров - Правительством Российской Федерации по согласованию с Верховным Советом Российской Федерации.

Положение по применению ККМ утверждено Постановлением Совмина РФ от 30.07.1993 г. № 745 (с изменениями и дополнениями). Кроме того, во исполнение данного постановления Министерство финансов РФ письмом от 30.08.1993 №104 определило типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением.

Согласно статье 4 Закона о применении ККМ контрольно-кассовые машины подлежат регистрации в налоговых органах по месту нахождения предприятия и находятся на техническом обслуживании в региональных центрах технического обслуживания контрольно-кассовых машин или непосредственно на предприятиях - изготовителях контрольно-кассовых машин.

При этом необходимо иметь в виду, что допускаемые к использованию на территории Российской Федерации модели ККМ определяются Государственной межведомственной экспертной комиссией по ККМ (далее - ГМЭК) и вносятся в Государственный реестр ККМ, используемых на территории Российской Федерации.

В соответствии с предоставленными законом полномочиями ГМЭК 22 октября 1993 года своим решением утвердила Положение о порядке ведения государственного реестра ККМ, используемых на территории Российской Федерации. А также решением от 23 января 1995 года при ГМЭК создана Лаборатория эталонных образцов ККМ, в которой представлены эталонные образцы всех моделей ККМ, включенных в Государственный реестр Российской Федерации.

Принятие вышеназванных законодательных и нормативно-правовых актов, а также контроль налоговых органов в сфере оборота наличных денежных средств в некоторой степени позволили решить часть проблем, в том числе способствовали частичной легализации теневого оборота. Однако, как показала практика работы налоговых органов, стремление уклониться от уплаты налогов порождает все новые формы и методы уклонения от уплаты в сфере оборота наличных денежных средств, что, в свою очередь, определяет новые формы и методы выявления и предотвращения таких нарушений.

Так, в условиях, когда первые модели ККМ были фактически лишены защиты от постороннего вмешательства, возникла потребность в создании принципиально нового поколения контрольно-кассовых машин, обеспечивающих долговременное энергонезависимое хранение соответствующей информации. Для решения этой задачи Распоряжением Правительства РФ от 29.09.1997 года №1402-Р было определено, что налогоплательщики, использующие ККМ (за исключением отдельных категорий), должны были в срок до 1 января 2001 года осуществить замену применяемых на территории Российской Федерации контрольно-кассовых машин без фискальной памяти на контрольно-кассовые машины с фискальной памятью (фискальная память - это защищенное от постороннего вмешательства устройство, куда записываются данные о поступлении наличных денег, предназначена для того, чтобы предприятия не могли скрыть или исказить показатели своей денежной выручки).

Однако уже накопленный опыт контрольной работы по применению контрольно-кассовых машин с фискальной памятью показывает, что далеко не все проблемы удалось решить с помощью таких ККМ. При этом оставался ряд острых проблем, которые необходимо было урегулировать  в законодательном порядке.

В  июне вступил в силу Федеральный закон от 22 мая 2003 года №54 ФЗ «О применении контрольно кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт ». Он сменил действовавший в течение 10 лет закон «О применении контрольно кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением ». Согласно пункта 1 статьи 2 данного Закона: "Контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг". Также новым Федеральным Законом установлено, что при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт на территории Российской Федерации применяются модели контрольно-кассовой техники, включенные в Государственный реестр.

На рассмотрение в Государственную Думу Закон был внесен еще в 1999 году. За эти годы Президент накладывал на него вето, возвращал на доработку, а в мае 2002  года он был отклонен Советом Федерации с созданием согласительной комиссии. Ни один закон, который прошел до настоящего момента через Государственную Думу, не обсуждался так долго.  Это не удивительно,  он затрагивал интересы как производителей контрольно-кассовых машин, так и покупателей и потребителей услуг. В том числе интересы представителей малого и среднего бизнеса. Сложность как раз и заключалась в соблюдении интересов всех сторон.

За четыре года многое изменилось, и это подготовило почву для принятия Закона. Во-первых, сократилось количество сторон, участвующих в реализации Закона (ликвидирована налоговая полиция). Во-вторых, Закон разграничил компетенцию между налоговыми органами и Центральным банком Российской Федерации в отношении деятельности кредитных организаций, связанной с эксплуатацией контрольно-кассовой техники: Центральным банком  определяется порядок использования кредитными организациями контрольно-кассовой техники.

Что изменилось в тексте Закона?

Изменилось очень многое. Самое первое, произошла замена понятия контрольно-кассовые машины на  понятие контрольно-кассовая техника вызвано это тем, что за 10 лет действия «старого» закона техника в России сильно изменилась. В советское время был один контрольно-кассовый аппарат «Ока», сейчас — 150 моделей машин. Более того, Россия экспортирует машины, т.к.  они считаются лучшими в мире, в том числе с точки зрения защиты информации. Вычислительная техника усложнилась, и теперь это не просто отдельные кассовые аппараты, а целые программно-вычислительные комплексы, оснащенные фискальной памятью.

До принятия нового Закона существовала общественная Государственная межведомственная экспертная комиссия по контрольно-кассовым машинам (ГМЭК), которая выполняла функции, связанные с ведением Государственного реестра ККМ. Принимаемые ею решения по применению контрольно-кассовых машин обязательны для всех: министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организаций и предприятий. Закон установил, что теперь требования к контрольно-кассовой технике, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и применения определяются Правительством Российской Федерации. И это логично, поскольку не общественная организация, представляющая интересы различных групп, а федеральный орган должен определять правила «игры». Один из аргументов в пользу такого решения состоит в том, что требуется оперативное реагирование на изменяющиеся условия предпринимательской деятельности, а внесение изменений и дополнений в закон требует определенной процедуры прохождения через Госдуму и Совет Федерации Законом определен перечень отдельных категорий организаций и индивидуальных предпринимателей, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять расчеты без применения контрольно-кассовой техники. В отдельных случаях органы исполнительной власти имеют право определять дополнительные категории налогоплательщиков, которые могут работать без применения контрольно-кассовой техники.

Статьей 5 Закона дополнены обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих ККТ. Так, на организации и индивидуальных предпринимателей при первичной регистрации и перерегистрации ККТ возложена обязанность введения информации в фискальную память ККТ.

 Если отмененный Закон обязывал пользователей контрольно-кассовых машин обеспечивать беспрепятственный доступ к ним работникам налоговых органов и центров технического обслуживания контрольно-кассовых машин, то статьей 5 Закона предусмотрена обязанность обеспечения беспрепятственного доступа к соответствующей ККТ только должностным лицам налоговых органов, осуществляющим проверку.

Статьей 3 Закона теперь закреплено, что в случае исключения из Государственного реестра ранее применявшихся моделей ККТ их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации.

В Законе более грамотно определены понятия контрольно-кассовой техники, фискального режима, фискальных данных, налично-денежных расчетов; уточнены требования к контрольно кассовой технике, порядок и условия ее регистрации и применения, обязанности организаций и предприятий, использующих технику.

Законом было  введено обязательное применение ККТ при расчетах между юридическими лицами. Это необходимо для осуществления государственного контроля за налично-денежным оборотом и сбора налогов. Согласно новому Закону плательщики единого налога на вмененный доход также должны  применять KKМ при осуществлении денежных расчетов с физическими лицами. В пользу такого решения высказаны следующие аргументы: хотя с точки зрения контроля за уплатой налога применение или неприменение KKМ плательщиками единого налога на вмененный доход непринципиально, но с точки зрения защиты прав потребителей, в частности при покупке непродовольственных товаров, наличие кассового чека имеет существенное значение. Законом так же  предусмотрено, что в соответствии с порядком, определяемым Правительством, наличные денежные расчеты могут осуществляться и без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи соответствующих бланков строгой отчетности. Постановление Правительства РФ от 31 марта 2005 г. “Об утверждении Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники” указывает, что формы бланков строгой отчетности, утвержденные в соответствии с ранее установленными требованиями, могут применяться до утверждения форм бланков строгой отчетности в соответствии с положением, предусмотренным настоящим постановлением, но не позднее 1 января 2007 г.

 За нарушение требований Закона предусмотрено наказание в виде штрафа, согласно по статье 14.5 КоАП РФ. Это закреплено статьей 7 Закона и статьей 7 Закона Российской Федерации № 943-1 “О налоговых органах Российской Федерации”.

Требования, предъявляемые к контрольно кассовой технике в соответствии с принятым Законом формируют,  специалисты ряда министерств и ведомств. В дальнейшем этим будет заниматься орган, который определит Правительство. Законом  определена  также ответственность за исправность техники, которую несет ее владелец. Раньше за это отвечали, в том числе и центры технического обслуживания. И без заключения договора на техническое обслуживание машину нельзя было поставить на учет в налоговом органе. При продаже неисправной техники, и этот факт обнаружился проверкой налоговых органов ответственность за это несет  пользователь машины. Он, в свою очередь, может предъявить претензии к организации продавцу и обратиться в суд.

По мнению зам. министра РФ по налогам и сборам С.Н. Шульгина : «Этот Закон, как и любой другой, далек от совершенства, поскольку является результатом компромисса. Отдельные положения, в отличие от предыдущего Закона, сформулированы более точно. Но есть и недочеты. Не всегда удавалось добиться совершенных формулировок. Но при этом учтены замечания комитетов Совета Федерации, Центрального банка, Экономического управления Президента Российской Федерации».

По расчету Правительства Российской Федерации, внесшего в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, новый федеральный закон позволит дополнительно привлечь в бюджеты всех уровней более 35 млрд. рублей в расчете на год . Помимо прямого экономического эффекта, принятие данного закона будет способствовать смягчению криминогенной ситуации в результате применения более совершенных методов контроля и уменьшением в связи с этим неучтенного оборота наличных денег. При этом никаких дополнительных бюджетных средств на его введение не требуется.

Комментарии доступны только зарегистрированным на сайте

Посетители

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня336
mod_vvisit_counterВчера1912
mod_vvisit_counterНа прошлой неделе7907
mod_vvisit_counterВ прошлом месяце23732
mod_vvisit_counterЗа все дни1736086

Время

Ulti Clocks content
Rambler's Top100 Create a free website