Get Adobe Flash player

Обязательное использование контрольно-кассовой техники, оснащенной фискальной памятью, при осуществлении организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, преследует конституционно значимые цели и направлено на обеспечение интересов граждан в области торговли и оказания услуг, защиту прав потребителей, а также на охрану установленного порядка торговли и оказания услуг, фискальных интересов государства, финансовой (в том числе налоговой) дисциплины.

Определение Конституционного суда РФ от 24.02.2005 № 22-О

Все действительное – разумно, утверждал Гегель. И, наверное, если бы в этом не было необходимости, 130 лет назад ресторатор Джеймс Ритти, заподозривший своих служащих в  недобросовестности,  не изобрел бы кассу - устройство для контроля за выручкой.

Она и сегодня успешно выполняет свою задачу. В любое время и за любой промежуток времени кассовый аппарат может выдать предпринимателю отчет о поступившей выручке, хранит эту информацию в течение 6 (!) лет. Более того, в сочетании с другой техникой, касса (или контрольно-кассовая техника, ККТ) может выполнять множество других функций. Подключите к ней электронные весы, сканеры штрихового кода, включите в состав компьютерных сетей (в сочетании с бухгалтерскими пакетами программ «1С», «Парус», «Квестор» и др.) - и вы получите автоматизированный складской и бухгалтерский учет. В режиме реального времени будете иметь информацию о том, какой товар, в какое время и по какой цене продан продавцом, какой товар остался на складе и т.д. Умножьте это на несколько торговых точек – и перед вами электронная система управления сетью магазинов, удобная, эффективная и единственно возможная в эру технического прогресса и автоматизации труда.

 Контрольно-кассовая техника изначально была призвана облегчить работу предпринимателя, сделать его бизнес прозрачным и для него самого, и для покупателя, и для государства.

Разумность и необходимость применения ККТ очевидна.

Однако, уже более трех лет в российском правительстве и Государственной Думе, в числе комплекса мер для поддержки малого бизнеса, обсуждается вопрос об отмене ККТ для  предприятий-плательщиков единого налога на вмененный доход (ЕНВД). Ведь для исчисления ЕНВД не требуется отслеживать поступление выручки, зачем тогда нужны кассовые аппараты? Притом, что на их содержание тратятся значительные средства, и при небольшом обороте это становится непосильным бременем для торговцев.

В Думе находятся два проекта по этой проблеме: первый предполагает внесение изменений во вторую статью Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", освобождая плательщиков ЕНВД от обязательного применения касс. Правительство Российской Федерации неоднократно отклоняло законопроект (заключения Правительства РФ  от 16.06.2004 № 3405п-П13, от 12.08.2006 № 2959п-П13, от 29.12.2007 № 5626п-П13), но в прошлом году одобрение правительства было получено, и закон прошел первое чтение.

Второй законопроект связан с внесением изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ".

Каков будет исход дебатов, пока неясно. Однако уже сейчас можно назвать ряд причин, по которым внесение подобных изменений в законодательство не только противоречит другим принятым нормам, но может нанести прямой ущерб интересам государства.

Налоги

Одним из доводов отмены ККТ для плательщиков ЕНВД является отсутствие зависимости собираемости налогов от выручки, полученной с применением ККТ.

Но это не соответствует действительности. Уточнение и корректировка суммы единого налога, при прочих равных условиях, могут быть произведены только с учетом базы данных о сумме денежной выручки, содержащейся в блоках фискальной памяти контрольно-кассовой техники.

Кроме того, согласно положениям пункта 4 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации уплата организациями и индивидуальными предпринимателями единого налога не предусматривает их освобождение от обязанности по уплате:

-акцизов, в том числе при реализации произведенных ими подакцизных товаров, включая алкогольную продукцию, пиво, табачную продукцию, автомобильный бензин, дизельное топливо и моторные масла, налоговая ставка по которым исчисляется исходя из количества реализуемого подакцизного товара,

- налогов на добычу полезных ископаемых, в том числе таких, как нефть, газ, минеральная вода, гипс, мел, известняк, песок природный строительный, галька, гравий, камень строительный, глина и другие ископаемые, используемые в строительной индустрии, размеры которых исчисляются исходя из стоимости этих полезных ископаемых, в том числе цен их реализации. 

И в том и другом случае размеры сборов зависят от выручки, полученной с применением ККТ.

Есть еще один момент.

Плательщик единого налога заинтересован показывать при уплате единого налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование только ту часть своей выручки, с которой он уплачивает страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, в размере, не превышающем 50 % от величины единого налога.

Занижение сумм наличных средств, полученных плательщиком единого налога, реально позволяет ему соответствующим образом занизить налоговую базу и суммы вышеперечисленных налогов и сборов, включая сам единый налог, а также страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих им уплате за отчетный налоговый период.

Таким образом, в вышеприведенных фактах просматривается наличие прямой зависимости между суммой наличных денежных средств, полученных плательщиком единого налога от реализации товаров, работ и услуг, и суммой уплачиваемого единого налога, акцизов, налогов на добычу полезных ископаемых, сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кассовый чек

Сегодня для потребителя кассовый чек является гарантией реализации прав, предусмотренных законом «О защите прав потребителей», необходимым документом подтверждающим факт совершения покупки, гарантией возврата или обмена некачественного товара.

В соответствии со статьей 493 Гражданского Кодекса Российской Федерации, договор розничной купли-продажи может считаться заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового,  товарного чека, или иного документа, подтверждающего оплату товара. При этом реальную силу – равную силе кассового чека – не имеет ни товарный чек (он не является бланком строгой отчетности, оформляется в одном экземпляре, не имеет установленного порядка учета выдачи и т.д), ни тем более какой-либо «иной документ».

Отменять кассы для предприятий-плательщиков ЕНВД, конечно же, предполагается только с тем условием, что они будут обязаны выдавать покупателям документ, подтверждающий оплату приобретенного товара. То есть для тех предприятий, которые перестанут пользоваться контрольно-кассовыми аппаратами, необходимо придумать заменитель чека!

Но тут  возникает сразу масса вопросов. Что это будет за документ? Письменный договор? Как он будет заполняться на практике? Продавцы и покупатели должны будут ставить свои подписи вручную? Сколько на это потребуется времени? Как будет оформляться, храниться подобный письменный договор, если по требованиям законодательства (Постановление Правительства Российской Федерации  от 6 мая 2008  № 35) он должен быть напечатан на бланке строгой отчетности?

А применение бланков строгой отчетности не такое уж простое дело. Помимо утвержденного в законном порядке оформления, бланк должен сопровождаться копией, заполняться четко и разборчиво, без исправлений. Работник, который отвечает  за получение, хранение, учет и выдачу бланков, несет за них материальную ответственность. Бланки принимаются в присутствии комиссии, образованной руководителем организации. При приемке проверяется соответствие фактического количества, серий и номеров бланков документов данным, указанным в сопроводительных документах (накладных, квитанциях и т.п.), и составляется акт приемки бланков документов. Руководитель организации создает условия, обеспечивающие сохранность бланков документов: они хранятся в металлических шкафах, сейфах и (или) специально оборудованных помещениях в условиях, исключающих их порчу и хищение. По окончании рабочего дня место хранения бланков документов опечатывается или опломбировывается и т.д., и т.д.

Возникает вопрос, а спросили радетели отмены КТТ для плательщиков ЕНВД у самих предпринимателей, торгующих, например, хлебом, удобно ли им будет заполнять вручную за каждую буханку письменный договор и выполнять вышеуказанные процедуры с бланками строгой отчетности?

Приводится довод, что отсутствие у покупателя кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара, не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий в случае возникновения проблем с возвратом или обменом.

Однако, очевидно, что в массовом порядке на практике это вряд ли возможно. Трудно представить, что поиск свидетелей, убеждение продавца, судебный процесс (в случае разногласий) – путь, который готов пройти рядовой покупатель, если ему не дадут чек или другой равноценный документ.

Дешевая ККТ

Простейшие арифметические расчеты показывают, что с учетом использования ККТ в течение 7 лет, ежегодной замены электронной контрольной ленты защищенной (ЭКЛЗ), технического обслуживания и других затрат – стоимость ККТ в среднем обходится предпринимателю в 30 рублей в день, что соизмеримо со стоимостью мороженного, бутылки воды и т.д. Дорогая касса - это миф.

Оснащение касс электронной контрольной лентой защищенной (ЭКЛЗ) - самым дорогостоящим элементом ККТ (150$) – мера, вызванная недобросовестной работой самих предпринимателей, повсеместным «скручиванием», корректировкой фискальной памяти касс. Государство просто вынуждено было пойти на этот шаг, чтобы защитить данные от несанкционированного доступа.

Конечно, никто не будет отрицать, что производство ККТ, обслуживание этой техники, контроль за ее использование составляет уже отдельную отрасль. Ежегодно в стране продается 500-600 тыс. кассовых аппаратов. Даже если посчитать, что один стоит 12 тыс. рублей, получим оборот в $250 млн. Но это еще не все: в стране установлено порядка 3,8 млн. касс, и каждая нуждается в регулярном обслуживании в ЦТО: в среднем в месяц на это уходит 300-350 рублей. В результате почти 3,5 тыс. (в Москве — 200) ЦТО делят между собой еще до $570 млн. Из 3,8 млн. касс, работающих в России, примерно половина оснащена ЭКЛЗ. Если знать, что ежегодно в стране продается 500 тыс. новых кассовых аппаратов, каждый из которых в обязательном порядке оснащается ЭКЛЗ, а также учесть, что "срок жизни" ЭКЛЗ в большинстве розничных предприятий — около 13 месяцев, после чего она нуждается в замене, и все эти цифры умножить на $150 (стоимость ЭКЛЗ), получается неплохой рынок.

Принятие закона по отмене ККТ, по приблизительным оценкам,  приведет к его сокращению на 50-70%.

Но даже подобные потери были бы оправданны, если бы не более серьезные последствия, которые может породить отмена кассовых аппаратов для небольшого сегмента предпринимателей.

Что делать?

В течение всех последних лет государство вело упорную борьбу с «черным налом», всевозможными схемами нелегального обналичивания денежных средств. На этом фоне отказ от контроля за оборотом наличности в розничной торговле вызывает недоумение. Это может фактически перечеркнуть все ранее принятые меры по повышению прозрачности бизнеса.

Тем более, что в тех сферах, где разумно не применять ККТ, государство УЖЕ освободило от этого плательщиков ЕНВД. Например, торговцев газет и журналов, ценных бумаг, лотерейных билетов, проездных билетов, мороженым и безалкогольными напитками в розлив; предпринимателей, занимающихся разносной мелкорозничной торговлей продовольственными и непродовольственными товарами, обеспечением питания учащихся и работников общеобразовательных школ и т.д., предпринимателей, находящихся в отдаленных или труднодоступных местностях (в соответствии с перечнем, утвержденным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).  Также от применения ККТ освобождена значительная часть плательщиков ЕНВД, оказывающих услуги населению - им разрешено применять бланки строгой отчетности, приравненные к кассовым чекам.

Выход, как всегда, в компромиссном решении, которое поможет учесть и интересы  предпринимателей, и интересы отрасли ККТ, и интересы покупателей, и интересы государства. Если не брать в расчет цели политических лобби и, возможно, небескорыстные цели предпринимателей-плательщиков ЕНВД, сегодня достаточно просто сделать кассовую технику более дешевой.

Например, за счет увеличения срока использования ЭКЛЗ до срока использования ККТ (7 лет), отмены обязательной замены ЭКЛЗ при смене налогового органа, повышения надежности самих кассовых аппаратов и т.д. Необходимо также оптимизировать схему проверок и контроля за ККТ, работу ЦТО.

 Кассовая техника создавалась в помощь предпринимателям. Ее появление обусловлено самой логикой ведения бизнеса, автоматизации ручного труда, она не может и не должна стать для торговцев обузой или неким атавизмом – пережитком  прошлого. Сегодня необходимо создание современной, качественной, надежной, удобной, мобильной, работающей в любых климатических условиях,  дешевой кассовой техники. И тут есть над чем задуматься производителям. Для создания такой контрольно - кассовой техники у России есть все возможности.

 

Кленовский А.С. - начальник отдела организации контроля за применением ККТ 
Министерство потребительского рынка и услуг Московской области

Комментарии доступны только зарегистрированным на сайте

Посетители

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня1638
mod_vvisit_counterВчера1867
mod_vvisit_counterНа прошлой неделе1638
mod_vvisit_counterВ прошлом месяце37327
mod_vvisit_counterЗа все дни1636153

Время

Ulti Clocks content
Rambler's Top100 Create a free website